Уход сотрудника с опытом или редкими навыками наносит компании серьёзный ущерб. Рассказываем об основных причинах таких увольнений и как с ними работать.

  1. Что такое дисфункциональная текучесть кадров?
  2. Вред дисфункциональной текучести
  3. Как снизить дисфункциональную текучку

Что такое дисфункциональная текучесть кадров?

Текучка кадров — естественный процесс, но естественный — не значит желательный. Во-первых, от текучки страдают процессы. Во-вторых, цепочка «поиск-адаптация+обучение» стоит денег, а сотрудник может уйти раньше, чем начнёт приносить прибыль. Но гораздо хуже, если уходит сотрудник, чья польза для компании очень велика.

Дисфункциональная текучесть — это уход наиболее компетентных, опытных и ценных сотрудников. Подсчитать стоимость их ухода практически невозможно, поскольку сложно описать деньгами редкие компетенции и знания.

Есть два вида дисфункциональной текучести: предотвратимая и неизбежная.

Неизбежная текучесть — выход сотрудника на пенсию, переезд в другой город, вызванный различными обстоятельствами и другие причины, которые работодатель не может контролировать.

Впрочем, в современных условиях, когда удалённая работа стала нормой, неизбежную текучку можно немного сократить.

Источник Unsplash

А вот предотвратимая текучесть вызвана уже отношением компании к сотруднику. И причин для увольнения здесь намного больше:

  • Мало возможностей для карьерного роста
  • Негативный взгляд на лидерство
  • Отсутствие обратной связи и признания
  • Чувство переутомления
  • Токсичная культура на рабочем месте
  • Отсутствие баланса между работой и личной жизнью

Уход функционального специалиста помимо финансовых потерь, несет неприятности и для компании в целом.

Корпоративное обучение против «тихого увольнения»
В команде исчез сотрудник. Он приходит на работу, закрывает минимум задач, отвечает на письма. Но не помогает коллегам, не предлагает идей и не развивается. Скорей всего он уже «тихо уволился». Разбираемся с феноменом.

Вред дисфункциональной текучести

Снижение производительности

Когда высококвалифицированные специалисты уходят, команда снижает производительность.

Исследование, проведенное Школой бизнеса Келли при Университете Индианы, показало, что сотрудники с высокой производительностью могут быть на 400% продуктивней коллег среднего уровня.

Выпадение сотрудника, который работал за четверых несёт не только функциональные проблемы. В команде снижается мотивация и падает рабочий дух.

Снижение инновационной активности

В условиях конкуренции и нестабильного рынка компании нуждаются в новых подходах и взглядах на проблемы.

По данным McKinsey, 84% руководителей говорят, что их будущий успех зависит от инноваций. Когда увольняются лучшие специалисты, компания теряет уникальную экспертизу и решения, которые могли предложить сотрудники.

Источник Unsplash

Потеря знаний

Сотрудник может уйти на повышение, в другой отдел после рескилинга или уволиться. Останется ворох документов, над которыми он работал, но не знания. И спросить о чём-то, уточнить, поделиться опытом будет намного сложней, если вообще возможно.

Зачем нужен процесс управления знаниями
Уход сотрудника осложняет работу отдела или целой компании. Было бы хорошо создать его виртуальную копию, как в фантастических фильмах. И такие технологии уже есть — достаточно оцифровать его знания.

Негативный имидж организации

Сотрудник, который ушёл из компании может рассказать о своём недовольстве родным и друзьям, написать пост в социальных сетях и выложить все подробности.

Таким образом увольнение одного человека может нанести вред HR-бренду компании и затормозить набор сотрудников.

Ухудшение корпоративной культуры

Корпоративная культура поддерживает сотрудников и помогает им быть продуктивными. Но что будет, когда из команды выпадает важный функциональный игрок? Останется брешь, которая будет нарушать представление о том, что все работают над достижением общих целей и здесь поддерживают каждого. А это снизит производительность.

Достичь бизнес-целей помогут культура и общая столовая
Корпоративный антрополог может спроектировать учебную траекторию. Или спасти команду одним простым советом. Как устроена его работа?

Как снизить дисфункциональную текучку

Пересмотрите процесс адаптации

Человек может невзлюбить компанию с первых дней или часов. Например, его рабочее место может быть не готово. Или его наняли для выполнения сложных проектов, но в первые месяцы дают примитивные задачи. Или же сразу нагрузили работой и даже не показали, где можно пообедать.

Причин почему проваливается адаптация много. И даже если сотрудник задержался на несколько месяцев, сгладить негативное первое впечатление получается не всегда.

Почему сотрудники уходят в первый год работы: 5 ошибок адаптации
Сколько вы теряете на увольнении сотрудника? Гораздо больше, чем несколько зарплат. Рассказываем про пять ошибок адаптации и как их исправить.

Выявляйте проблемы с менеджментом

Есть такое выражение: «Люди уходят не из компании, а от руководителя». И хоть наиболее часта причина ухода — низкая зарплата, проблемы с менеджментом занимают не последнее место. Например, руководитель может быть авторитарным, никогда не хвалить, но устраивать разносы на планёрках.

Поэтому один из способов снизить текучку профессионалов — научить менеджеров лидерству и общению.

Обучение руководителей: тренды и рекомендации
Подборка статей, подкастов и кейсов на тему обучения топ-менеджмента. Практический опыт и экспертные мнения.

Проектируйте карьерные пути

Профессионалы меняют работу, когда исчерпали себя в текущей компании. А точнее им больше некуда двигаться: нет роста в должности, нет отдельных проектов, которыми они могли бы руководить.

Другим препятствием для карьеры может быть недостаток специфических навыков. В этом случае нужно создавать персональные треки обучения и вести по ним сотрудника.

Предлагайте гибкость там, где вы можете

С 2020 года огромное количество людей привыкли к удаленке или гибкому графику. Каждый пятый готов пойти на понижение зарплаты, лишь бы сохранить удалённый режим работы. И лишение специалиста возможности контролировать свой рабочий день может стать веским доводом поискать компанию, где свободы побольше.

Источник Unsplash

Пересмотрите well-being-стратегию

Возможно у вас есть ДМС и офисная кофемашина. Но так ли это важно для всех сотрудников? Может быть, кому-то важней иметь доступ к обучающим программам, а не спортзалу. Или получить помощь коуча, а не мастера по медитациям.

Подкаст «Курсы, рок и L&D». Используйте библиотеку для развития и поддержки сотрудников
Почему на полке с бизнес-литературой могут быть детские книги? Как открыть коллегам мир книг заново? И как выглядит идеальная корпоративная библиотека?

Учите сотрудников общению

«Работа не самая прибыльная, но коллектив хороший» — ещё одно популярное выражение, которое описывает отношение сотрудников к своей компании. И в этом нет ничего удивительного, ведь большую часть недели люди проводят с коллегами.

Исследование Гарвардской школы бизнеса показало, что почти половина работников, которые столкнулись с токсичными коллегами, решили проводить на работе меньше времени и снизить усилия.

Другая ситуация — менеджмент вынуждает сотрудников конкурировать друг с другом, а не сотрудничать. Такая обстановка также негативно складывается на работоспособности.

Здесь нужно проводить глубокие исследования и выяснять, почему из одного отдела вдруг стали уходить сотрудники или его показатели просели. Возможно, назревает конфликт, который скажется на всей компании.

Подкаст «Курсы, рок и L&D». «Меняйте людей и атмосферу. Иначе well-being не работает»
Что нужно для благополучия сотрудников и чего избегать рассказывает Татьяна Полякова, генеральный директор компании «Пять гармоний».

Остановить дисфункицональные увольнения невозможно. Однако можно свести их количество к минимуму, если обратить внимание на болевые точки компании и провести исследование проблем в командах.

bannerTR