Уход сотрудника с опытом или редкими навыками наносит компании серьёзный ущерб. Рассказываем об основных причинах таких увольнений и как с ними работать.
- Что такое дисфункциональная текучесть кадров?
- Вред дисфункциональной текучести
- Снижение производительности
- Снижение инновационной активности
- Потеря знаний
- Негативный имидж организации
- Ухудшение корпоративной культуры
- Как снизить дисфункциональную текучку
Что такое дисфункциональная текучесть кадров?
Текучка кадров — естественный процесс, но естественный — не значит желательный. Во-первых, от текучки страдают процессы. Во-вторых, цепочка «поиск-адаптация+обучение» стоит денег, а сотрудник может уйти раньше, чем начнёт приносить прибыль. Но гораздо хуже, если уходит сотрудник, чья польза для компании очень велика.
Дисфункциональная текучесть — это уход наиболее компетентных, опытных и ценных сотрудников. Подсчитать стоимость их ухода практически невозможно, поскольку сложно описать деньгами редкие компетенции и знания.
Есть два вида дисфункциональной текучести: предотвратимая и неизбежная.
Неизбежная текучесть — выход сотрудника на пенсию, переезд в другой город, вызванный различными обстоятельствами и другие причины, которые работодатель не может контролировать.
Впрочем, в современных условиях, когда удалённая работа стала нормой, неизбежную текучку можно немного сократить.
А вот предотвратимая текучесть вызвана уже отношением компании к сотруднику. И причин для увольнения здесь намного больше:
- Мало возможностей для карьерного роста
- Негативный взгляд на лидерство
- Отсутствие обратной связи и признания
- Чувство переутомления
- Токсичная культура на рабочем месте
- Отсутствие баланса между работой и личной жизнью
Уход функционального специалиста помимо финансовых потерь, несет неприятности и для компании в целом.
Вред дисфункциональной текучести
Снижение производительности
Когда высококвалифицированные специалисты уходят, команда снижает производительность.
Исследование, проведенное Школой бизнеса Келли при Университете Индианы, показало, что сотрудники с высокой производительностью могут быть на 400% продуктивней коллег среднего уровня.
Выпадение сотрудника, который работал за четверых несёт не только функциональные проблемы. В команде снижается мотивация и падает рабочий дух.
Снижение инновационной активности
В условиях конкуренции и нестабильного рынка компании нуждаются в новых подходах и взглядах на проблемы.
По данным McKinsey, 84% руководителей говорят, что их будущий успех зависит от инноваций. Когда увольняются лучшие специалисты, компания теряет уникальную экспертизу и решения, которые могли предложить сотрудники.
Потеря знаний
Сотрудник может уйти на повышение, в другой отдел после рескилинга или уволиться. Останется ворох документов, над которыми он работал, но не знания. И спросить о чём-то, уточнить, поделиться опытом будет намного сложней, если вообще возможно.
Негативный имидж организации
Сотрудник, который ушёл из компании может рассказать о своём недовольстве родным и друзьям, написать пост в социальных сетях и выложить все подробности.
Таким образом увольнение одного человека может нанести вред HR-бренду компании и затормозить набор сотрудников.
Ухудшение корпоративной культуры
Корпоративная культура поддерживает сотрудников и помогает им быть продуктивными. Но что будет, когда из команды выпадает важный функциональный игрок? Останется брешь, которая будет нарушать представление о том, что все работают над достижением общих целей и здесь поддерживают каждого. А это снизит производительность.
Как снизить дисфункциональную текучку
Пересмотрите процесс адаптации
Человек может невзлюбить компанию с первых дней или часов. Например, его рабочее место может быть не готово. Или его наняли для выполнения сложных проектов, но в первые месяцы дают примитивные задачи. Или же сразу нагрузили работой и даже не показали, где можно пообедать.
Причин почему проваливается адаптация много. И даже если сотрудник задержался на несколько месяцев, сгладить негативное первое впечатление получается не всегда.
Выявляйте проблемы с менеджментом
Есть такое выражение: «Люди уходят не из компании, а от руководителя». И хоть наиболее часта причина ухода — низкая зарплата, проблемы с менеджментом занимают не последнее место. Например, руководитель может быть авторитарным, никогда не хвалить, но устраивать разносы на планёрках.
Поэтому один из способов снизить текучку профессионалов — научить менеджеров лидерству и общению.
Проектируйте карьерные пути
Профессионалы меняют работу, когда исчерпали себя в текущей компании. А точнее им больше некуда двигаться: нет роста в должности, нет отдельных проектов, которыми они могли бы руководить.
Другим препятствием для карьеры может быть недостаток специфических навыков. В этом случае нужно создавать персональные треки обучения и вести по ним сотрудника.
Предлагайте гибкость там, где вы можете
С 2020 года огромное количество людей привыкли к удаленке или гибкому графику. Каждый пятый готов пойти на понижение зарплаты, лишь бы сохранить удалённый режим работы. И лишение специалиста возможности контролировать свой рабочий день может стать веским доводом поискать компанию, где свободы побольше.
Пересмотрите well-being-стратегию
Возможно у вас есть ДМС и офисная кофемашина. Но так ли это важно для всех сотрудников? Может быть, кому-то важней иметь доступ к обучающим программам, а не спортзалу. Или получить помощь коуча, а не мастера по медитациям.
Учите сотрудников общению
«Работа не самая прибыльная, но коллектив хороший» — ещё одно популярное выражение, которое описывает отношение сотрудников к своей компании. И в этом нет ничего удивительного, ведь большую часть недели люди проводят с коллегами.
Исследование Гарвардской школы бизнеса показало, что почти половина работников, которые столкнулись с токсичными коллегами, решили проводить на работе меньше времени и снизить усилия.
Другая ситуация — менеджмент вынуждает сотрудников конкурировать друг с другом, а не сотрудничать. Такая обстановка также негативно складывается на работоспособности.
Здесь нужно проводить глубокие исследования и выяснять, почему из одного отдела вдруг стали уходить сотрудники или его показатели просели. Возможно, назревает конфликт, который скажется на всей компании.
Остановить дисфункицональные увольнения невозможно. Однако можно свести их количество к минимуму, если обратить внимание на болевые точки компании и провести исследование проблем в командах.
Комментарии