Несмотря на все события сложного 2022 года T&D продолжали обучать, а дизайнеры курсов создавать новые программы. Собрали мнения зарубежных и отечественных экспертов о главных итогах прошлого года в сфере корпоративного обучения и прогнозы на 2023 год.

Майкл Аллен

Основатель Allen Interactions, исследователь в области обучения и проектирования учебных программ

Майкл считает, что одним из главных достижений корпоративного обучения стало укрепление позиций электронных курсов. Он называет три «сверхспособности» этого формата, которые нужно использовать: интерактивность, круглосуточная доступность и возможность гибкой индивидуализации.

По мнению Аллена, персонализация должна стать приоритетом в развитии учебных программ.

T&D следует учитывать:

  • Роли и обязанности сотрудника
  • Предпочтительный способ подачи (текст, видео, аудио)
  • Эмоциональное состояние и культурные особенности
  • Разделение по уровням сложности
  • Персонализированные проверочные и практические задания

Цель такой индивидуализации — создать значимый и мотивирующий опыт, задействовать энергию и внимание учащегося.

Ник Флоро

Соучредитель и главный архитектор обучения в Sealworks Interactive Studios

Специалист сетует на недостаток бюджетов, которые выделяются на корпоративные программы обучения. Но напоминает, что задача T&D остаётся низменной: поддерживать развитие компании и сотрудников. И не забывать показывать новые инструменты и программы, которые могут поддержать это развитие и предлагать свою помощь.

Ник отмечает, что в 2022 стало больше уникального контента, который используется для узких образовательных задач и ориентирован на потребности сотрудника. Также сокращается длительность программ, но они быстрей адаптируются под запросы и аудиторию.

Среди других тенденций:

  • Глубокая аналитика использования учебного контента, для его дальнейшего изменения под нужды учащихся
  • Увеличение количества учебных приложений, которые адаптируются под сотрудников.
  • Расширение программ онлайн-обучения.
Источник Unspalsh

Конрад Готтфердсон

Главный специалист по стратегии обучения в APPLY Synergies, разработчиком фреймворка Learning at the Five Moments of Need

Конрад вслед за Флоро отмечает уменьшение бюджетов на корпоративные образовательные программы. Но Готтфердсон видит в этом скорей положительный фактор.

Для T&D наступает время пересмотреть свои подходы к образовательным форматам и программам. По мнению Конрада обучение, которое отвлекает сотрудников от работы может быть финансово неэффективным, особенно, если рабочий час сотрудника стоит дорого. Дополнительные затраты приносит ненужное обучение, когда сотрудника отрывают, чтобы научить его тому, что он и так умеет, но в плане этот курс стоит.

Конрад предлагает перенести максимальное количество обучающих программ в электронный формат. По его словам, самостоятельное обучение снижает затраты времени на 50%.

Также Готтфердсон обращает внимание на то, что сотрудники тратят несколько часов в неделю на поиск нужных инструкций, сотрудников или контактов. Подобные вещи также нужно оцифровать и предоставить к ним максимально быстрый доступ.

Конни Меламед

Педагогический дизайнер, автор сайта «Тренер по электронному обучению»

Конни выделяет один из главных трендов — улучшение качества контента, интерфейса и оформления учебных программ. По её мнению, 2020 вызвал взрывной спрос на электронные курсы. А их количество в свою очередь стало перерастать в качество, поскольку электронный курс должен стать таким же информативным и понятным, как живой тренинг.

И высокие требования к дизайну курсов сохранятся.

LXD в корпоративном обучении. Модный тренд или эволюция?
особый подход к созданию учебных программ. Подробно и с примерами разбираем что это.

Дональд Тейлор

Председатель учебной конференции по технологиям в Лондоне, автор книги «Обучающие технологии на рабочем месте»

Дональд ничего не говорит о трендах, а его мнение об итогах года пессимистично. Тейлор считает последние два года временем упущенных возможностей.

С одной стороны L&D смогли быстро перенести учебный процесс в онлайн и помочь компаниям в новых условиях. Но учебные центры не смогли стать стратегическими партнёрами собственных организаций, а также не стали думать стратегически.

Скорее, многие чрезвычайные меры, принятые в апреле 2020 года, остаются в силе — будь то занятия, проводимые на Zoom, или курсы электронного обучения, которые иногда похожи на грубую адаптацию офлайн-программ.

В итоге L&D-отделы скорей занимаются созданием и распространением контента. Тейлор сравнивает такое обучение с заказом пиццы, когда у человека спрашивают какое тесто и начинку он хочет.

Впрочем, Дональд отмечает, что такая плачевная ситуация не во всех компаниях, но примеров достаточно, чтобы говорить о тенденции.

Источник Unspalsh

Елена Гончар

Методолог, сеть ресторанов «Фабрика-Кухня» и «Кафе-столовая»

В сфере HORECA вырос спрос на обучение, которое могло бы повысить качество сервиса. Причём коснулось это небольших и средних ресторанов. Просят обучить линейный персонал. Не только барменов и официантов, но экспедиторов, мойщиков посуды, административный персонал.

Для работы с закупками и оплатами, клиентской базой есть инструменты вроде 1С и другие продукты. Но мало решений для адаптации сотрудников. Они страдают от отсутствия унифицированного обучения и погружения в команду.

Так что в ресторанной сфере один из трендов — ввести качественно новый онбординг.

Почему сотрудники уходят в первый год работы: 5 ошибок адаптации
Сколько вы теряете на увольнении сотрудника? Гораздо больше, чем несколько зарплат. Рассказываем про пять ошибок адаптации и как их исправить.

Михаил Носов

Консультант по стратегии и антикризисному управлению, коуч руководителей, спикер TED

Одним из итогов года Михаил считает выросшее значение персонификации учебных программ. Особенности учащегося стали учитывать его особенности и рабочий график. Также сократилась продолжительность программ, чтобы меньше отрывать человека от работы.

В этом же он видит и дальнейшее направление для работы корпоративных университетов — развивать не столько компетенции, сколько сильные стороны конкретного человека.

Другое изменение, которое замечает Михаил — всё больше сотрудников стали работать с изменениями в компании. Если раньше перемены исходили от топ-менеджмента, то сейчас эта задача легла и на линейных сотрудников. Они теперь не только «руки», но и проводники перемен. И развитие этого направления — одна из задач 2023 года.

Ожидаемо стал востребован well-being и управление собой. Не самый положительный информационный фон снижает концентрацию и эффективность, так что программы поддержки становятся необходимостью. Например, команда Михаила активно внедряет спортивные программы.

Ещё один итог и тренд — фокус на внутренние сообщества. Создание не только обучающей среды, а формирование экспертной сети контактов внутри компании. Есть запрос, причём уже не первый год, на формирование комьюнити, где общаются независимо от должности, опыта и подразделения. Люди ценят общение и кооперацию, им намного комфортней работать с людьми, которых они знают и понимают.

Как создать учебное сообщество и успешно им управлять
Почему не нужно сгонять сотрудников в группы по интересам? Какие виртуальные ритуалы сближают людей? Рассказывает эксперт с 30-летним опытом

Татьяна Либерова

Генеральный директор консалтинговой компании INCONTE, основатель проекта «СИЛА ЗНАНИЯ»

Опросы ВЦИОМ, СберЗдоровья и других аналитиков показали серьёзную востребованность программ обучения и развития сотрудников.

Среди них:

  • Ментальное здоровье
  • Критическое мышление
  • Эмоциональный интеллект
  • Управление в состоянии неопределённости

Татьяна прогнозирует, что эта тенденция сохранится. Важными всё также останутся работа с выгоранием, управление эмоциями и забота о команде.

По мнению Татьяны работа со стрессом, эмоциями и командой станет одни из главных

Исследование Detech Group

В конце 2022 года компания провела опрос среди 272 руководителей российских компаний. Опрашивали топ-менеджеров и руководителей среднего звена.

Выводы исследования можно назвать направлениями, которых стоит придерживаться в развитии руководителей в 2023 году.

  • Наиболее актуальные компетенции для всех уровней управленцев: работа с людьми, планирование и стратегические задачи.
  • Топ-менеджеры чаще всего испытывают трудности при работе с людьми, у среднего звена — работа в состоянии неопределённости при недостатке данных или компетенций.
  • Чаще всего руководителям не хватает компетенций в сфере развития сотрудников, коммерческого мышления и стрессоустойчивости.
  • При этом менеджеры не осознают необходимость развивать межличностное понимание, навык сбора информации и лидерства.

В своё телеграм-канале компания также отметила, что вырос спрос на создание и отладку HR-процессов и оценку компетенций руководителей.

На первый план выходят качество и технологичность услуг, что заставляет вкладываться в исследования и новые разработки.

И вырос спрос на качественное управление в госсекторе. Например, внедрение KPI и оценки компетенций. Это не новый тренд, однако 2022 год ускорил процесс изменений.

Источник Unspalsh

Исследование от «Тренинг-Бутик»

Компания опросила десятки представителей самых разных компаний и выпустила собственное большое исследование.

По нему выходит, что в 2022 был огромный запрос на well-being и определенные soft skills (умение нетоксично общаться и поддерживать). При этом многие компании упростили процедуру принятия решений, дав руководителям среднего уровня больше свободы действий.

Ну а направление обучения сместилось в сторону того, что нужно изучать здесь и сейчас, чтобы продолжать работу.

Итоги и прогнозы

Западные и отечественные тренды и прогнозы оказались во многом схожи. Каких-то радикально новых тенденций эксперты не видят. Непростая экономическая ситуация определяет приоритеты корпоративного обучения и задает ограничения

  • Бюджеты на обучение сокращаются. Провайдерам знаний и навыков необходимо пересматривать свои программы в пользу большей практичности.
  • Электронное обучение стало нормой. Офлайн так и не смог полностью вернуть свои позиции.
  • Длительность учебных программ будет сокращаться, а их гибкость расти. Требование давать больше практики сохраняется.
  • Пользователи и заказчики стали более требовательны к подаче учебного контента. Выросла потребность в максимальной персонификации программ.
  • Ключевыми становятся развитие управленческих навыков, психологическая поддержка и борьба со стрессом.
  • Адаптация и удержание сотрудников — новые просторы для работы T&D и HR.

bannerTR