Из космической отрасли к нам пришли телемедицина, застежки-липучки, фильтры для воды и много других полезных вещей. А ещё космонавтика — это постоянное обучение, откуда можно взять много нужного для ваших сотрудников.

Обучение космонавта занимает пять-шесть лет, иногда больше. Вначале нужно изучить много теории, потом тренировки, около 150 экзаменов и только после этого начинается подготовка к конкретной миссии.

За это время космонавты получают гигантский объём знаний и навыков. Они касаются не только работы на орбите. Космонавты учатся прыгать с парашютом и ориентироваться по звёздам, разбираться с компьютерным оборудованием и выживать в дикой природе. А если в ходе программы полёта надо проводить эксперименты, то космонавты изучают биологию, физиологию и другие дисциплины.

Хоть объём занятий огромен и специфичен, земным специалистам по обучению есть что почерпнуть из опыта подготовки космонавтов.

Источник

Приручить ДРАКОНа

Над проектом «Энергия-Буран» 10 лет работало около 1200 НИИ и предприятий. Одни занимались двигателями и компьютерной начинкой, третьи разрабатывали программы автопилота и защитные материалы.

Объём работ и документации был настолько огромен, что в какой-то момент участники программы поняли — им нужен специальный технический язык, который мог бы просто и понятно описать как работает та или иная система.

Чуть позже Владимир Паронджанов на основе этого языка создал свой — ДРАКОН (Дружелюбный Русский Алгоритмический язык, Который Обеспечивает Наглядность).

Наглядность — основа языка, ведь в его задачи входит рассказать о процессе, с которым человек сталкивается впервые. Внешне он похож на доски Miro или Xmind, но гораздо проще для понимания.

Вот так может выглядеть схема.

Источник

Сила ДРАКОНа в строгих требованиях к оформлению блок-схем и составлению алгоритма. Например, читать и составлять схемы нужно только сверху вниз, нет никаких пересечений линий, которые могут создавать путаницу. А ещё ДРАКОН не позволяет писать много текста — процесс надо разделить на отдельные операции и записать в свои ячейки.

Для сравнения один алгоритм, но описанный двумя разными способами (второй вариант — ДРАКОН).

Создатель языка Паронджанов не стал его скрывать и выпустил несколько книг по использованию алгоритмов. Их легко найти и многие из них бесплатны.

Но применение язык нашёл не только в космосе.

ДРАКОНом воспользовались Альгирдас Каралюс и Паулюс Добожинскас из Литвы. На ДРАКОНе они составили учебные курсы по оказанию первой медицинской помощи. В программе обучения нет инструктора, только набор пошаговых алгоритмов и тренажёр. Студенты учатся по схемам в любое удобное им время, а экзамен записывается на видео. По словам разработчиков программы, 97% студентов получают необходимые навыки, а не 20% как раньше.

Схемы на ДРАКОНе разработали медики из Нижнего Новгорода, во время пандемии. А ещё его используют для описания бизнес-процессов и процессов автоматизации на производстве.

Как использовать в корпоративном обучении

Строгие требования и простота чтения ДРАКОНа позволяют создать инструкцию, которая будет понятна почти любому человеку.

Где их можно использовать:

  • Обучение новичков работе с программами и оборудованием, технике безопасности.
  • Построение схем взаимодействия между отделами и контрагентами.
  • Развитие навыка постановки задач и подготовки технических заданий.
  • Составление чек-листов различных проверок.

Поскольку ДРАКОН не позволяет использовать много слов для описаний, нужно выжимать максимум «воды» из контента. А это помогает в подготовке уроков для микрообучения. Да и сами блок-схемы — это уже готовый учебный контент.

Источник

Фиксировать удачи и нештатные ситуации

Космический корабль — сложная система и количество возможных проблем там неизмеримо. Поэтому большую часть времени космонавты учатся отработке нештатных ситуаций.

Но несмотря на тренировки, бывают ситуации, к которым никто не был готов.

И при решении таких проблем есть незыблемые правила:

  1. Никогда не молчать о происшествии или ошибке.
  2. Строго следовать инструкциям.
  3. Каждая ситуация должна быть разобрана и на её основе разработана новая инструкция.
  4. Инструкцию всегда можно дополнить или исправить.

Например, работа в открытом космосе. За десятки лет и сотни выходов технология отработана и все возможные ошибки учтены. Но астронавт Крис Хэдфилд слишком тщательно обрабатывал моющим средством стекло своего скафандра. И во время работы капля этого средства попала в глаз. Плакать в невесомости сложно, глаз не почесать, так что Хедфилд наполовину ослеп и работал через боль.

Источник

На Земле этой ситуации придали бы мало значения. Но в условиях космоса потеря зрения грозит срывом всей экспедиции. Потому в инструкции перед выходом в открытый космос появился новый пункт — протирать стекло сухой ветошью после мытья.

Разбор полётов, то есть обратная связь — обязательная часть работы космонавтов. Каждый инцидент рассматривается со многих позиций: что привело к проблеме, как её решали, можно ли было решить её другим способом и так далее.

Аналогично поступают и в ситуации, когда какая-то операция прошла хорошо. Почему не было сбоев? Что для этого делал космонавт? Можно ли внести изменения в процесс без потери эффективности?

Есть ещё и общий разбор после приземления. На него приходят все заинтересованные стороны, в том числе космонавты, которые только готовятся лететь. Разборы стараются проводить без эмоций, не обвиняя никого в ошибках.

Как использовать в корпоративном обучении

Результаты разбора нештатных ситуаций фиксируются и попадают в своеобразную библиотеку. Неизвестно, когда эти знания пригодятся, но они не исчезают. Поэтому если на орбите случилось что-то, высока вероятность, что нечто подобное уже было пять или десять лет назад. А у команды есть готовый сценарий действий.

Обучение в моменте: знания, когда они нужны
Сделать сотрудников эффективней можно без глубокого и дорого обучения. Разбираемся, что для этого нужно и какие шаги нужно совершить.

Другой важный момент работы на орбите — ежедневные совещания. Они проходят утром, где ставят задачи и вечером, когда подводят итоги. Получается вот такой график, где подробно расписано, кто и чем будет заниматься.

Источник

Совещания с ЦУП похожи на «ретроспективу», которую используют в SCRUM. Например, если возникли проблемы с процессом, то нужно найти его слабые места, запланировать улучшения и внедрить их. Поскольку перемены в процессах могут затронуть работу всей станции, используется итерационный подход — небольшие шаги, фиксация результатов и отработка обратной связи. Таким же образом тестируют и новое оборудование, которое приходит с Земли.

Конечно, во многих компаниях делают разборы ситуаций, которые привели к проблемам. И при необходимости меняют процессы, чтобы их избегать. Но чаще это серьёзные эксцессы, которые приводят к финансовым, репутационным потерям или гибели людей. Ещё ведут библиотеки лучших практик. Правда, не всегда про эти библиотеки известно сотрудникам.

Но космическая отрасль учит обращать внимание на любые инциденты\успехи и вести их учёт. Это готовые обучающие ситуации, из которых можно составить не один курс.

Зачем нужен процесс управления знаниями
Уход сотрудника осложняет работу отдела или целой компании. Было бы хорошо создать его виртуальную копию, как в фантастических фильмах. И такие технологии уже есть — достаточно оцифровать его знания.

Поддерживать рабочее состояние

На орбите космонавты оказываются в уникальном состоянии. Они отправляются в долгую командировку, но постоянно на связи с Землёй, что напоминает удаленку. При этом они месяцами работают с одними и теми же людьми. И хоть график работы на орбите вполне земной, с 9 до 5 по местному времени, усталость накапливается и легко выгореть.

Скотт Келли в книге «Стойкость» рассказывает, что за год на орбите потерял эмоциональный контакт с женой, хоть они и созванивались каждый день. Также известны случаи сильнейшей депрессии после полёта. Например, второй человек на Луне, Базз Олдрин, понял, что достиг вершин и больше в жизни ему нечем заниматься. Он начал много пить и дебоширить.

Другие понимают, что выдерживать постоянное напряжение слишком сложно и вообще уходят из космической отрасли.

Космонавт Сергей Рязанский отмечает, что подбор экипажа по психологической совместимости работает не всегда. Так что приходится выстраивать коммуникации с людьми, которых хотел бы избегать.

Источник

На плечи центра управления полётами ложится огромная работа: найти баланс между выполнением рабочих задач и созданием комфортных психологических условий. В 1973 году на станции Skylab произошла история, которую газеты назвали позже «Космической забастовкой». Что точно там произошло — до сих пор дискуссионный вопрос. Но известно, что график астронавтов был расписан до минуты, и они из него постоянно выбивались. Ещё процветал микроменеджмент и в один из дней экипаж распечатал список задач длинной 20 метров.

После той истории ЦУП поменял график и стал включать в ежедневные задания только ключевое, отказался от жёсткого графика и оставил рутину на усмотрение астронавтов.

Земные сотрудники попадают в похожую ситуацию, когда отправляться в длительные рабочие поездки или в случае релокации. И здесь главный офис становится похож на ЦУП.

Как использовать в корпоративном обучении

Участники полётов отмечают, что один из важнейших навыков — умение ругаться. Нельзя хлопнуть дверью и уйти. Нужно отплыть, успокоиться и тогда уже решать вопросы.

К проблемам может привести директивный стиль руководства. Он хорош в экстренных случаях, когда нужно строго выполнять инструкции. Но в остальных ситуациях подобная негибкость вызывает напряжение.

Главные компетенции руководителя 2022 года
Цифровые навыки, борьба со стрессом, критическое мышление и другие компетенции, которые нужны лидеру сегодня и завтра

На плечи головного офиса ложится задача — постоянно отслеживать источник потенциальных конфликтов и с помощью L&D, коучей и психологов искать способ решения проблемы. Например, сделать курс по управлению конфликтами и культуре менеджмента. А может запустить программы поддержки ресурсного состояния и работы со стрессом.

Психологическая помощь и сторонние активности, как элемент Well being-программ — обязательная часть жизни космонавтов. Например, Сергей Рыжиков и другие космонавты регулярно занимаются благотворительностью и часто выходят на связь с приютами и больницами.

Другой способ поддержать экипажи — посылки. Регулярно с Земли приходят свежие журналы и книги, фильмы и подарки от родных. Это помогает скрасить одиночество и внести приятное разнообразие в суровый рабочий график.

Применительно к земным задачам такие посылки могут заменить рассылки в рамках well-being программ: поддерживающие статьи, видеокурсы и лекции, подборки различных материалов, онлайн-встречи с психологом и так далее.

bannerTR