Сделали исследование актуальных задач и проблем корпоративного обучения. Что общего между стартапом и компанией, где работает более 5000 человек? Как проваливаются внутренние коммуникации и почему нужно срочно спасать онбординг. С цифрами и подробностями рассказываем обо всём.
Коротко об исследовании
С начала года команда Talent Rocks была партнёром или спикером на десятках мероприятий. Среди них CDO/CDTO Summit&Award, «Битва за IT», Digital Learning, HR EXPO и другие. На каждом форуме или конференции мы проводили опрос участников, чтобы выяснить потребности HR и L&D.
Для чистоты исследования мы взяли более 400 анкет, собранных в марте-апреле 2022 года. В опросе принимали участие HR, L&D и тренеры из самых разных компаний.
Два главных вопроса, которые мы задавали:
- Какие форматы обучения сотрудников используются в вашей компании?
- Какие задачи в сфере управления талантами в вашей организации актуальны для вас сейчас?
При ответе можно выбрать несколько вариантов ответа.
Все данные мы обезличили, убрали должности и названия организаций. Оставили только информацию о размере компаний по количеству сотрудников:
- до 100
- до 500
- от 500 до 2000
- от 2000 5000
- более 5000
Популярные форматы корпоративного обучения
Выделить наиболее популярный способ обучения в российских компаниях сложно, все они занимают приблизительно равную долю. Но очные форматы и вебинары до сих пор используются наиболее активно.
Это данные в целом по рынку, но, если разделить ответы по размеру компаний, различия между категориями будут куда значительней.
Микроообучение — привычный формат обучения, а вебинары теряют популярность
Микрообучение занимает в среднем от 10 до 15% от всех учебных программ. Но чаще всего его используют в компаниях, где работает более 5000 человек. В больших организациях много типовых должностей и сотрудников, которые их занимают, нужно быстро обучить. А микрообучение и мобильный формат оптимально подходят для такой задачи.
С ростом размера компании растёт и популярность E-learning (с 17 до 22%), но при количестве сотрудников более 5000 показатель уже 12%.
А вот востребованность вебинаров падает вместе с ростом количества сотрудников (с 26 до 21%). Объяснить это можно тем, что небольшие компании чаще обращаются к сторонним подрядчикам, которые продают готовые программы, но с ростом организации появляются собственные L&D и T&D, которые проводят тренинги. Плюс свою долю забирает микрообучение.
Смешанное обучение — самый востребованный способ учить сотрудников
Единственный формат, который показывает стабильную востребованность на уровне 20% — смешанное обучение. Хотя в компаниях «От 2000 до 5000 сотрудников» есть провисание до 17%, но на общую картину оно не влияет.
Популярность формата понятна. Blended learning гибко сочетает офлайн и онлайн активности, синхронное и асинхронное обучение. Смешанный формат позволяет обучить большое количество сотрудников с минимальными затратами. Например, работники могут изучить теоретическую часть через LMS или мобильную платформу, потом пройти «живой» тренинг, а затем закрепить знания через онлайн-тестирование. Как итог, компания экономит средства на оплате тренера, а сотрудники учатся в удобное им время.
Задачи и проблемы HR и L&D
Разбор задач даёт куда больше информации и создаёт более объёмное представление о корпоративном обучении и его проблемах.
Начнём с общих данных.
Разбивка по категориям компаний:
И рассмотрим каждый пункт отдельно.
Вовлеченность — главная забота L&D, независимо от размера компании
Как видно из графика, самая популярная проблема — низкая вовлеченность в обучение. Об этом заявила треть опрошенных. При это чем больше компания, тем острей стоит проблема вовлечения сотрудников в обучение. В компаниях, где трудится более 5000 человек о сложностях вовлечения заявило 46% опрошенных, для них это одна из приоритетных задач.
Причин, по которым сотрудники не ходят на курсы множество: плотный рабочий график, нерелевантные программы, неудобная LMS, сложность с подключением к системе, отсутствие культуры обучения.
Подробней о том, как диагностировать проблемы и какие есть решения мы рассказывали в одной из недавних статей.
Автоматизация онбординга — задача для тех, кто подходит к рубежу в 500 сотрудников
Компании в стадии активного развития ищут инструменты для упрощения онбординга и его максимальной автоматизации.
Что логично: в небольших компаниях онбординг можно провести «вручную» или с помощью наставника, а в больших процесс давно отработан. Так что автоматизация онбординга — это проблема растущих компаний, которым нужно быстро вводить в работу новичков.
Небольшие компании ищут инструменты для удалённого обучения
Организации, где меньше 100 работников самой актуальной задачей называют внедрение удалённого обучения (19%). Эти же компании чаще интересуются внедрением мобильного обучения — 16% против примерно 13% в остальных категориях.
Такое сочетание цифр объяснимо. Во многих компаниях давно есть иногородние сотрудники. Не только программисты или дизайнеры, но и большое количество торговых представителей, менеджеров по продажам. Они в постоянных разъездах и часто у них нет возможности проводить целый день за экраном ноутбука. Остаётся только смартфон, с помощью которого можно пройти тренинг по новым продуктам или воспользоваться речевым тренажёром.
У небольших компаний есть запрос на консолидацию опыта и развития внутреннего обучения
Первые две категории компаний (до 100 и до 500) чаще других выражали намерение создать собственный учебный центр или даже университет (около 13% респондентов в каждой категории).
С ростом размера организации спрос падает. Но при этом в самых крупных компаниях о желании открыть учебный центр вновь заявили более 12% опрошенных. Это может связано не столько с необходимостью создать, сколько переформатировать или максимально оцифровать учебный центр или корпунивер.
Внедрение LMS: или слишком рано или уже поздно
В компаниях до 500 сотрудников о внедрении LMS пока даже не задумываются — только 3,2% опрошенных считают эту задачу важной. Для компаний большего размера вопрос более актуальный (около 10%), но все же не в топе приоритетов. Вероятно, потому что большинство уже прошли этап поиска и внедрения LMS и закрыли для себя эту тему.
Внутренние коммуникации — сложности поиска канала
Платформа для внутренних коммуникаций — задача для компаний до 2000 сотрудников. Так ответило порядка 13% респондентов.
Почему такой большой спрос на инструменты для оповещения сотрудников? Ведь способов донести новости множество. Отчасти проблема связана как раз с большим количеством инструментов, доступ к которым есть не у всех сотрудников.
Сотрудники могут не иметь аккаунта в социальных сетях, чтобы читать новости. У портала нет мобильной версии или он работает только из внутренней сети. Почта и сообщения в мессенджере теряются среди остальных посланий.
Так и формируется спрос на площадку, которая могла бы стать единой точкой входа для всех сотрудников, в любое время и в любом месте.
Наше небольшое исследование показало, что корпоративное обучение на всех уровнях плотно связано с технологическими возможностями. И если вы HR или L&D, попробуйте нашу платформу Talent Rocks. Мы быстро развернём демо, а вы сможете 30 дней изучать все возможности нашего решения.
Комментарии