Компании стали больше обращать внимания на психологическое и эмоциональное состояние работников. Одни используют известные well being направления, другие концентрируются на развитии программ физической заботы. На какие ещё направления стоит обратить внимание сейчас при создании корпоративных курсов?

Мы писали о том, чему хотят учиться сотрудники: развивать soft skills и профессиональные навыки, стрессоустойчивость. В подкасте с Михаилом Носовым прозвучало, что одним из главных навыков будущего станет умение переучиваться и руководить удалёнными командами. А большое исследование Digital Learning показывает необходимость лидеру становится ещё и ментором.

Многие из этих трендов сохранятся, но появятся и новые векторы развития сотрудников и руководителей.

Научите менеджеров расставлять приоритеты и задачи

Заметная причина стресса на работе — неправильно поставленные задания. Нечеткие, с нереальными сроками или неясным итогом. А в текущих условиях внешние события добавляют нагрузки.

Один путь снизить напряжение — перераспределить задачи между подразделениями и сотрудниками, навести порядок в процессах, убрать дублирование или ненужные согласования.

Или показать менеджерам, что сегодня вряд ли возможны постоянные переработки или авральные набеги. Если в командах подобное практиковалось раньше, то сейчас подобные рабочие привычки приведут к ускоренному выгоранию и нервным срывам.

Фото Unsplash

Снизить давление можно несколько способами:

  • Провести обучение по эмоциональному интеллекту, чтобы научиться чувствовать команду.
  • Научить расставлять приоритеты, опираясь на текущие ресурсы.
  • Дать тренинги по постановке задач, если в команде не используют SMART или другие системы.

Но гораздо важней научить менеджмент и лидеров команд миксовать эти знания и навыки.

Внедрите майндфулнесс практики

Больше это направление известно под названием «осознанное мышление», «тренинги внимательности», «светская медитация».

Главная задача mindfulness-практик — научить человека концентрации на текущем моменте.

Это приносит свои плоды:

  • Улучшается память и сон
  • Снижается стресс и тревожность
  • Общение с семьёй и коллегами становится более качественным
  • Повышается концентрация внимания, жизнестойкость
  • Появляется открытость новому опыту
  • Остановка навязчивых мыслей

Практикам майндфулнесс посвящено немало научных исследований, да и практический опыт многих компаний подтверждает его эффективность.

Фото Unsplash

Но с внедрением этой практики есть и свои сложности:

  • Это не разовый тренинг. Так, программа внедрения осознанности Awake@Intel занимала 9 недель.
  • Даже если одно занятие идёт 10 минут, к нему надо обращаться ежедневно.
  • Если назначать программу в директивном порядке, она скорее вызовет отторжение.

Однако эти сложности более чем преодолимы. Например, в Keurig Green Mountain (производитель продуктов) программы осознанности начали внедрять с топ-менеджмента и дальше спустили вниз. Кстати, майндфулнесс упражнения снизили травматичность на складах.

А вот в банке HSBC программу начали сами сотрудники, но скоро получили необходимую поддержку сверху, и программа разошлась по всем подразделениям и филиалам.

При внедрении well being практик важна их доступность и постоянные тренировки, поэтому собирать всё в LMS — не лучшее решение. Лучше использовать мобильную площадку. Смартфон всегда под рукой, на него можно отправлять напоминания и уведомления, так что пропустить занятие будет сложней. А ещё в приложении можно разместить дополнительные материалы и создать чат поддержки.

Повышайте VQ лидеров

Направление появилось недавно, но уже заслужило внимание тренеров. VQ — это Vitality Quotient, он же коэффициент жизненной силы или энергии. Понятие ввёл французский психолог Пьер Касс, а описывает оно насколько лидер «заряжен» энергией и готов увлекать команду.

По мнению Касса, IQ — не самая важная характеристика для руководителя, поскольку низкий или высокий уровень интеллекта одинаково вреден для эмоционального интеллекта, что в свою очередь приводит к сложностям в общении с командой.

Фото Unsplash

Задача лидера — увлекать сотрудников и быть драйвером изменений. А сделать это с низким уровнем VQ невозможно. С другой стороны, руководитель с большим количеством энергии может давить на команду, поэтому должен научиться управлять своим VQ.

Ещё Касс считает, что высокий уровень VQ в компании несет положительные изменения:

  • Команды получается более качественными за счёт подбора людей с разными уровнями энергии.
  • Руководитель управляет своими эмоциями в зависимости от ситуации (то есть умеет «разгоняться» или «тормозить»).
  • Сотрудники становятся более креативными и активно выражают свои эмоции.
  • Появляется здоровая внутренняя конкуренция.
  • Сотрудники получают поощрение, когда идут на риск и берут на себя ответственность.
  • Атмосфера в коллективе становится более здоровой.

Развивайте внутреннее обучение и наставничество

В текущей ситуации снижать расходы на обучение кажется естественной решением. Однако опыт многих компаний подсказывает, что как раз приобретение новых навыков спасает организации.

Но даже если бюджеты сокращаются, остаётся практически неисчерпаемый ресурс — сотрудники. В условиях гибридных и удалённых команд новички часто оказываются «выброшенными» за борт офисной жизни. И наставник, пусть и удалённый становится особенно важным.

Фото Unsplash

Агентство iConText силами сотрудников запустила собственную школу стажёров. Как итог повысилось качество отбора новичков, а время на вхождение в процессы заметно сократилось. Но внутреннюю школу можно использовать для рескиллинга и апскиллинга работников.

В компания КРОК во время пандемии и запустила проект «Умею&Научу». У многих сотрудников есть свои таланты и особенные навыки, которые они предложили своим коллегам. HR собрали информацию об «учителях», разместили её вместе с контактами и поделились с сотрудниками. И не всегда это были профессиональные знания.

Как внедрить практику наставничества
Десять идей как стимулировать сотрудников делиться опытом и делать онбординг эффективней

Есть и другие плюсы:

  • Сохранение специфического опыта и знаний. Рабочие процессы в банках или у сотовых операторов могут не сильно отличаться друг от друга. Но всегда есть свои особенности, атмосфера, язык и некоторые неуловимые вещи, которые может передать один человек другому.
  • Поддержание лояльности сотрудников. Новые и опытные сотрудники чувствуют заботу и нужность. А хорошая рабочая атмосфера бережет кадры.
  • Снижение стоимости адаптации. Есть и такой неявный фактор: новичку приходится изучать в первые месяцы много материалов, часть из которых даже не относится к его рабочим компетенциям. «Информационная каша» мешает ему приступить к своим прямым рабочим обязанностям. Наставник же позволяет расставить приоритеты и быстрей приступить к решению задач. И, психологическая поддержка, конечно, тоже важна.

Ещё можно проводить обучающие лектории или мастер-классы — главное, чтобы сотрудники общались, узнавали новое и погружались в позитивное состояние.